Преодоление проблем в процессе обучения
Трудности |
Способы преодоления |
Повышенная утомляемость – учащиеся не могут воспринимать материал в течение всего урока, начинают отвлекаться, шуметь, могут перевозбудиться, стать неуправляемыми. |
• Надо успеть объяснить новый материал в первые 20 минут урока. • Затем переключить вид деятельности: если слушали объяснение – предложить написать, нарисовать, заполнить таблицу; если писали – предложить послушать, посмотреть, подумать, ответить на вопрос и т.д. |
Очень маленький объем запоминаемой информации. |
Надо строго дозировать новый материал – ничего лишнего, иначе, на следующем после вашего уроке, то, что дали вы, будет вытеснено информацией следующего урока или не должно быть большого притока информации. |
Слабая техника чтения - не могут решить задачу, ответить на вопрос по тексту, так как всесилы затрачены на прочтение текста, на вникание в смысл прочитанного уже не остается сил и времени. |
Поэтому: • Перед вызовом к доске вместе со всеми разобрать задание, помочь вникнуть в вопрос. • В письменные проверочные работы надо включать задачи со знакомой для ребят записью условия, к которой они уже привыкли. |
Медленно и неграмотно пишут. По записи, сделанной в тетради под диктовку учителя, проводить опрос бесполезно, поскольку, дети не успевают: • одни слова пропускают, другие слова повторяют, в результате потерян смысл; • запись блеклая и невыразительная, не пригодна для запоминания. |
Информацию предназначенную для записи в тетради сопровождать опорными конспектами в качестве раздаточного материала или на доске красиво записывать одновременно с детьми. Учить подчеркивать, начинать с красной строки, делать отступы и выделение. |
Неумение логично и последовательно устно и письменно выражать мысли. В результате: • у доски не отвечают, даже если учили дома и все понимают; • в письменной работе дают бессвязные ответы. |
Надо дать ребенку подробный план ответа и при вызове к доске и во время письменного опроса. Бесполезно вызывать к доске застенчивых, неуверенных в себе – боясь насмешек одноклассников, будут молчать, даже если готовились дома к уроку. Такие дети лучше проявляют себя во время фронтального опроса, отвечая с места. |
Неспособность длительное время удерживать в памяти полученную информацию. |
• Опрос по теме проводить сразу после объяснения, на том же уроке, через неделю при недостаточном закреплении проводить опрос бесполезно. • Перед проведением опроса на следующем уроке нужно задать вопрос и дать несколько минут собраться с мыслями: заглянуть в учебник, в тетрадь и только потом вызвать одного из класса к доске. Без организации постоянного повторения изученного движение вперед будет невозможно. |
Не выполняют домашние задания |
• Домашнее задание давать в начале урока, а не под звонок. • Домашнее задание записывать на доске, причем в одном и том же месте доски. • Задачи и упражнения в домашнем задании должны быть аналогичны выполненным в классе. • Никогда, с целью ликвидации отставания по программе, не задавать в качестве домашнего задания материал, который не успели изучить в классе! • Не задавать на дом выучить параграф, а предлагать найти ответы на предложенные вами вопросы (с указанием, на первых порах, страниц, где написан ответ). Вопросы разграничить на легкие и сложные • Предлагать детям задания, позволяющие проявить желающим детям свои творческие способности. Такие работы высоко оценивать! |
Плохое зрение: • лишены наглядности, что значительно затрудняет усвоение материала только на слух; • не справляются с заданиями контрольной работы, записанной на доске мелом – поскольку не видят текста; • во время письменной работы ведут себя беспокойно, теребя соседа, с просьбой прочитать условие, уточнить написанную на доске букву или знак. После замечаний вынуждены или выполнять вариант соседа по парте, или вообще ничего не делать. |
• Дидактический наглядный материал для демонстрации всему классу должен быть крупным, если размеры ограничены – полезно иметь раздаточный материал на каждый стол. • Доска перед записью на ней мелом всегда должна быть отлично вымыта (без меловых разводов). • Во время объяснения на доске записи должны быть крупные, если это предложения, то оно должно умещаться на стандартной доске максимум 4-5 строк. • Задания контрольной работы лучше выдать каждому ученику на стол, а не записывать на доске. • Чтобы не было попыток списывания, должно быть, как минимум, 4 разных варианта, лучше, если у каждого свое задание. |