Преодоление проблем в процессе обучения

Трудности

Способы преодоления

Повышенная утомляемость – учащиеся не могут воспринимать материал в течение всего урока, начинают отвлекаться, шуметь, могут перевозбудиться, стать неуправляемыми.

• Надо успеть объяснить новый материал в первые 20 минут урока.

• Затем переключить вид деятельности: если слушали объяснение – предложить написать, нарисовать, заполнить таблицу; если писали – предложить послушать, посмотреть, подумать, ответить на вопрос и т.д.

Очень маленький объем запоминаемой информации.

Надо строго дозировать новый материал – ничего лишнего, иначе, на следующем после вашего уроке, то, что дали вы, будет вытеснено информацией следующего урока или не должно быть большого притока информации.

Слабая техника чтения - не могут решить задачу, ответить на вопрос по тексту, так как всесилы затрачены на прочтение текста, на вникание в смысл прочитанного уже не остается сил и времени.

Поэтому:

• Перед вызовом к доске вместе со всеми разобрать задание, помочь вникнуть в вопрос.

• В письменные проверочные работы надо включать задачи со знакомой для ребят записью условия, к которой они уже привыкли.

Медленно и неграмотно пишут.

По записи, сделанной в тетради под диктовку учителя, проводить опрос бесполезно, поскольку, дети не успевают:

• одни слова пропускают, другие слова повторяют, в результате потерян смысл;

• запись блеклая и невыразительная, не  пригодна для запоминания.

 

Информацию предназначенную для записи в тетради сопровождать опорными конспектами в качестве раздаточного материала или на доске красиво записывать одновременно с детьми.

Учить подчеркивать, начинать с красной строки, делать отступы и выделение.

Неумение логично и последовательно устно и письменно выражать мысли. В результате:

• у доски не отвечают, даже если учили дома и все понимают;

• в письменной работе дают бессвязные ответы.

Надо дать ребенку подробный план ответа и при вызове к доске и во время письменного опроса.

Бесполезно вызывать к доске застенчивых, неуверенных в себе – боясь насмешек одноклассников, будут молчать, даже если готовились дома к уроку. Такие дети лучше проявляют себя во время фронтального опроса, отвечая с места.

Неспособность длительное время удерживать в памяти полученную информацию.

• Опрос по теме проводить сразу после объяснения, на том же уроке, через неделю при недостаточном закреплении проводить опрос бесполезно.

• Перед проведением опроса на следующем уроке нужно задать вопрос и дать несколько минут собраться с мыслями: заглянуть в учебник, в тетрадь и только потом вызвать одного из класса к доске.

Без организации постоянного повторения изученного движение вперед будет невозможно.

Не выполняют домашние задания

• Домашнее задание давать в начале урока, а не под звонок.

• Домашнее задание записывать на доске, причем в одном и том же месте доски.

• Задачи и упражнения в домашнем задании должны быть аналогичны выполненным в классе.

• Никогда, с целью ликвидации отставания по программе, не задавать в качестве домашнего задания материал, который не успели изучить в классе!

• Не задавать на дом выучить параграф, а предлагать найти ответы на предложенные вами вопросы (с указанием, на первых порах, страниц, где написан ответ). Вопросы разграничить на легкие и сложные

• Предлагать детям задания, позволяющие проявить желающим детям свои творческие способности. Такие работы высоко оценивать!

Плохое зрение:

• лишены наглядности, что значительно затрудняет усвоение материала только на слух;

• не справляются с заданиями контрольной работы, записанной на доске мелом – поскольку не видят текста;

• во время письменной работы ведут себя беспокойно, теребя соседа, с просьбой прочитать условие, уточнить написанную на доске букву или знак. После замечаний вынуждены или выполнять вариант соседа по парте, или вообще ничего не делать.

• Дидактический наглядный материал для демонстрации всему классу должен быть крупным, если размеры ограничены – полезно иметь раздаточный материал на каждый стол.

• Доска перед записью на ней мелом всегда должна быть отлично вымыта (без меловых разводов).

• Во время объяснения на доске записи должны быть крупные, если это предложения, то оно должно умещаться на стандартной доске максимум 4-5 строк.

• Задания контрольной работы лучше выдать каждому ученику на стол, а не записывать на доске.

• Чтобы не было попыток списывания, должно быть, как минимум, 4 разных варианта, лучше, если у каждого свое задание.