На мостике доверия

Детей учат не моральные наставления, а стиль взаимодействия, образ поведения взрослого. Личность преподавателя (педагога, психолога) становится решающим фактором в воспитании у детей чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Поэтому проблемы управления детской группой неразрывно связаны с проблемой доверия между детьми и взрослыми. Доверие начинается с отношений «педагог—учащийся». Чтобы учащиеся доверяли учителю (любому другому взрослому), нужно дать понять им, что учитель (психолог) — такой же человек, как и они; нужно снабжать детей информацией не только относящейся к определенному предмету и роду занятий, но и по проблемам, касающимся жизни учащихся. Там, где возможно (хорошо бы каждый день), следует уделять несколько минут обсуждению с классом новостей, полученных через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). Это поможет взглянуть на проблемы детей менее формально. Взрослый, работающий с детьми (учитель или психолог), должен быть всегда готов обсуждать противоречия и конфликты, возникающие в классе. Необходимо подчеркивать, что любая проблема является принципиально разрешимой. Система работы с проблемой, возникшей в классе, может строиться по такому плану:
1. Взрослый формулирует для себя проблему, затрудняющую классную жизнь, признает для себя ее существование.
2. Взрослый обращается к детям, которых касается данный конфликт, с предложением вместе обсудить их поведение.
3. Взрослый описывает произошедшее. Затем просит очевидцев дать свое описание события. Нужно дать возможность высказаться по очереди всем присутствующим, не прерывая выступающих. Гневного или испытывающего острое чувство вины ребенка можно подбодрить, погладив его или обняв. Однако важно при описании событий разными очевидцами все-таки оставаться нейтральным.
4. Взрослый предлагает участникам конфликта обрисовать несколько возможных способов решения проблемы. Если дети затрудняются, предлагает эти решения сам, обосновывая их.
5. Важно подчеркнуть, что может существовать не одно справедливое решение, а несколько. Взрослый поощряет детей к обдумыванию физических и эмоциональных последствий каждого решения. При этом нужно опираться на предшествующий опыт детей.
6. Выбирается одно из решений, по которому можно прийти к общему согласию, и вырабатывается совместный план действий по его реализации.
Детям, оказавшимся в роли жертвы внутри конфликта, взрослые должны помогать. Особенно если конфликтная ситуация вызвана к жизни не личными качествами ребенка, а расовыми или националистическими предрассудками.

По материалам Центра по правам человека, Женева

Эффективное общение – основа педагогического мастерства

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться? 
Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования. 
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. 
Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру. 
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т.д. 
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. 
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием). 
7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий. 
8. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная). 
9. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 
Успех педагогического общения определяет успех в обучении и воспитании – это и есть основа педагогического мастерства.

Трудный класс

Что это такое «трудный класс»: штамп, приговор, симптом? На самом деле это большая головная боль учителей, родителей и школьных психологов. Разумеется, класс не становится трудным в одну секунду. Это как-то накапливается со временем! Учились, ленились, ссорились-мирились – хлоп… «трудный класс». Раз долго копилось, следовательно, быстро и не поправишь. И напрасно ждать от психолога, что он, как волшебник, скажет правильные слова и на месте «трудного» появится… «супер-класс». И все же практика работы показывает, что «трудным» можно вполне эффективно помогать, – особенно если рассматривать эту «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации класса как целого организма. Оказывается, многое психологами уже изучено, классифицировано, объяснено, и даже, можно сказать, найдены способы «борьбы».

Подробнее...

Как адаптацию к пятому классу пройти успешно

Рекомендации классным руководителям и родителям 5-х классов

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды. 
  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

  • Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания. 
  • Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

  • Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.
  • Ориентация на успех.
  • Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
  • Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
  • Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
  • Формирование общих учебных умений и навыков.
  • Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

Памятка «Как избавиться от стресса»

Что бы с нами ни происходило в жизни, во всем надо стараться искать положительные моменты. Даже в плохом и неприятном нужно видеть хорошее. 
Стресс подстерегает нас на каждом шагу, и в основном причины этого стресса нужно искать в себе. Депрессия и стресс не могут длиться вечно. 
Несколько приведенных ниже упражнений помогут восстановить силы,  снизить эмоциональное напряжение и беспокойство, справиться с усталостью.

Упражнение 1
Данное упражнение проводится с целью восстановления сил. Предлагается сделать глубокий вдох, задержать дыхание на несколько секунд, а затем выдохнуть.  
Сброс мышечного напряжения с области спины и плеч. Упражнение выполнять стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Упражнение 2
Упражнение позволит быстро достичь состояния расслабления при сильном эмоциональном напряжении. Представьте себя в какой-либо конфликтной ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым воздушным шариком. А теперь развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается (на выдохе: с-с-с-с...).

Упражнение 3
Сидя спокойно в расслабленном состоянии, представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, спокойствии и счастье. До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа — язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби, поверхностью.
Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или это озеро, находящееся глубоко, в самом центре вашего тела, — вы сами.
Представьте, что этот потаенный центр всегда пребывает в вас, оставаясь там таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности вы ни проходили, и что, если вы захотите, то можете научиться в любой момент припоминать, что эта частица есть внутри.

Преодоление проблем в процессе обучения

Трудности

Способы преодоления

Повышенная утомляемость – учащиеся не могут воспринимать материал в течение всего урока, начинают отвлекаться, шуметь, могут перевозбудиться, стать неуправляемыми.

• Надо успеть объяснить новый материал в первые 20 минут урока.

• Затем переключить вид деятельности: если слушали объяснение – предложить написать, нарисовать, заполнить таблицу; если писали – предложить послушать, посмотреть, подумать, ответить на вопрос и т.д.

Очень маленький объем запоминаемой информации.

Надо строго дозировать новый материал – ничего лишнего, иначе, на следующем после вашего уроке, то, что дали вы, будет вытеснено информацией следующего урока или не должно быть большого притока информации.

Слабая техника чтения - не могут решить задачу, ответить на вопрос по тексту, так как всесилы затрачены на прочтение текста, на вникание в смысл прочитанного уже не остается сил и времени.

Поэтому:

• Перед вызовом к доске вместе со всеми разобрать задание, помочь вникнуть в вопрос.

• В письменные проверочные работы надо включать задачи со знакомой для ребят записью условия, к которой они уже привыкли.

Медленно и неграмотно пишут.

По записи, сделанной в тетради под диктовку учителя, проводить опрос бесполезно, поскольку, дети не успевают:

• одни слова пропускают, другие слова повторяют, в результате потерян смысл;

• запись блеклая и невыразительная, не  пригодна для запоминания.

 

Информацию предназначенную для записи в тетради сопровождать опорными конспектами в качестве раздаточного материала или на доске красиво записывать одновременно с детьми.

Учить подчеркивать, начинать с красной строки, делать отступы и выделение.

Неумение логично и последовательно устно и письменно выражать мысли. В результате:

• у доски не отвечают, даже если учили дома и все понимают;

• в письменной работе дают бессвязные ответы.

Надо дать ребенку подробный план ответа и при вызове к доске и во время письменного опроса.

Бесполезно вызывать к доске застенчивых, неуверенных в себе – боясь насмешек одноклассников, будут молчать, даже если готовились дома к уроку. Такие дети лучше проявляют себя во время фронтального опроса, отвечая с места.

Неспособность длительное время удерживать в памяти полученную информацию.

• Опрос по теме проводить сразу после объяснения, на том же уроке, через неделю при недостаточном закреплении проводить опрос бесполезно.

• Перед проведением опроса на следующем уроке нужно задать вопрос и дать несколько минут собраться с мыслями: заглянуть в учебник, в тетрадь и только потом вызвать одного из класса к доске.

Без организации постоянного повторения изученного движение вперед будет невозможно.

Не выполняют домашние задания

• Домашнее задание давать в начале урока, а не под звонок.

• Домашнее задание записывать на доске, причем в одном и том же месте доски.

• Задачи и упражнения в домашнем задании должны быть аналогичны выполненным в классе.

• Никогда, с целью ликвидации отставания по программе, не задавать в качестве домашнего задания материал, который не успели изучить в классе!

• Не задавать на дом выучить параграф, а предлагать найти ответы на предложенные вами вопросы (с указанием, на первых порах, страниц, где написан ответ). Вопросы разграничить на легкие и сложные

• Предлагать детям задания, позволяющие проявить желающим детям свои творческие способности. Такие работы высоко оценивать!

Плохое зрение:

• лишены наглядности, что значительно затрудняет усвоение материала только на слух;

• не справляются с заданиями контрольной работы, записанной на доске мелом – поскольку не видят текста;

• во время письменной работы ведут себя беспокойно, теребя соседа, с просьбой прочитать условие, уточнить написанную на доске букву или знак. После замечаний вынуждены или выполнять вариант соседа по парте, или вообще ничего не делать.

• Дидактический наглядный материал для демонстрации всему классу должен быть крупным, если размеры ограничены – полезно иметь раздаточный материал на каждый стол.

• Доска перед записью на ней мелом всегда должна быть отлично вымыта (без меловых разводов).

• Во время объяснения на доске записи должны быть крупные, если это предложения, то оно должно умещаться на стандартной доске максимум 4-5 строк.

• Задания контрольной работы лучше выдать каждому ученику на стол, а не записывать на доске.

• Чтобы не было попыток списывания, должно быть, как минимум, 4 разных варианта, лучше, если у каждого свое задание.

Настрой

Настрой на дорогу в школу

 

 

Здравствуй, дорога, ведущая меня к моим делам. Неспешно и с удовольствием я пройду каждый твой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, я приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня.

Я приду на работу в школу свежим и добрым.

Настрой на приход в школу

Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, я мысленно настраиваюсь на хорошее расположение каждому ребёнку, которого сейчас встречу. Моё лицо излучает свет, тепло и благожелательность. Мне приятно увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня, объединяет любовь к детям. Я буду стойким как оловянный солдатик.

Настрой на урок.

Сейчас я должен быстро настроится на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю класс и всех детей, находящихся в нём. Я хорошо чувствую атмосферу класса и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я чётко представляю себе план урока и что я должен на нём сегодня сделать. Проверка домашних заданий, опрос, объяснение нового материала, контрольные вопросы, задания на дом-всё это я свободно держу в своей голове. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Для передышки и расслабления от делового напряжения во время урока я буду внутренне собран и освящен улыбкой.  

Настрой на разговор с родителями

Да, к сожалению, мне приходится воспитывать не только детей, но и их родителей. Для многих из них школа как камера хранения, куда они сдают своих детей на время своей работы. Я буду, терпелив, ровен и невозмутим, убеждая родителей своих учеников в том, как им надо обращаться с их же детьми. Я понимаю, что у большинства из них нелёгкая жизнь. Многие из них сами как дети. Но у меня всё получится!

Настрой на сон

Сегодня всем своим ученикам я передал частицу своих знаний и хорошего к ним отношения. Теперь моё тело расслабляется на приятные сны. Мне дышится легко и свободно. Я не чувствую за собой никакой вины и не кого из моих воспитанников я не держу обиды. Я всех простил. Я буду спать до утра, не просыпаясь. Я всех люблю. Мир и покой во мне. Мир и покой вокруг.

Древние не зря говорили, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять самим собой.

В помощь учителю

Любому учителю важно уметь регулировать своё психоэмоциональное состояние, памятуя о том, что по сегодняшним представлениям часто не сами знания, а эмоциональный фон, на каком они подаются перед учащимися, играя достаточно серьёзную роль. Во владении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги.   

Знаете ли вы, что

если

то

Вы каждое утро будете говорить себе, что вы хороший

Ваша самооценка со временем повысится

Дети тех учителей, которые имеют высокую самооценку

как правило, лучше учатся и успевают

Вы применяете авторитетный стиль обращения с ребёнком

Вы формулируете у него тенденцию к низкой самооценке

Вы умеете извлекать пользу из своих неудач, потерь и огорчений

Вас можно смело назвать умным человеком

Вы любите домашних животных и держите их у себя дома

Вы значительно снижаете риск нервного срыва

Агрессивному и раздражённому человеку дать возможность увидеть себя в зеркале

Его агрессивность может резко снизится

Вы не обладаете высоким интеллектом, но весёлым нравом и добродушны

Вы незаменимы

Вы подвержены депрессии и меланхолии

Лучшим лекарством для вас станут лучи утреннего солнца, которые будут способствовать выработке в вашем организме гормона эндофрина, улучшающего настроение.

Вы будите смеяться хотя бы 10 минут в день

Ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным

Вы спокойны и невозмутимы как англичанин и добиваетесь это за счёт подавления ваших негативных эмоций

Риск заболеть неврозом или какой-либо соматической болезнью у вас больше, чем у экспансивных личностей, не лезущих за словом в карман.

Вы любите петь и делаете это почти каждый день

Это может значительно продлить вашу жизнь. Исследования показывают, что пение не только развивает грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу.