Эффективное общение – основа педагогического мастерства

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться? 
Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования. 
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. 
Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру. 
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т.д. 
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. 
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием). 
7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий. 
8. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная). 
9. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 
Успех педагогического общения определяет успех в обучении и воспитании – это и есть основа педагогического мастерства.