На мостике доверия

Детей учат не моральные наставления, а стиль взаимодействия, образ поведения взрослого. Личность преподавателя (педагога, психолога) становится решающим фактором в воспитании у детей чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Поэтому проблемы управления детской группой неразрывно связаны с проблемой доверия между детьми и взрослыми. Доверие начинается с отношений «педагог—учащийся». Чтобы учащиеся доверяли учителю (любому другому взрослому), нужно дать понять им, что учитель (психолог) — такой же человек, как и они; нужно снабжать детей информацией не только относящейся к определенному предмету и роду занятий, но и по проблемам, касающимся жизни учащихся. Там, где возможно (хорошо бы каждый день), следует уделять несколько минут обсуждению с классом новостей, полученных через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). Это поможет взглянуть на проблемы детей менее формально. Взрослый, работающий с детьми (учитель или психолог), должен быть всегда готов обсуждать противоречия и конфликты, возникающие в классе. Необходимо подчеркивать, что любая проблема является принципиально разрешимой. Система работы с проблемой, возникшей в классе, может строиться по такому плану:
1. Взрослый формулирует для себя проблему, затрудняющую классную жизнь, признает для себя ее существование.
2. Взрослый обращается к детям, которых касается данный конфликт, с предложением вместе обсудить их поведение.
3. Взрослый описывает произошедшее. Затем просит очевидцев дать свое описание события. Нужно дать возможность высказаться по очереди всем присутствующим, не прерывая выступающих. Гневного или испытывающего острое чувство вины ребенка можно подбодрить, погладив его или обняв. Однако важно при описании событий разными очевидцами все-таки оставаться нейтральным.
4. Взрослый предлагает участникам конфликта обрисовать несколько возможных способов решения проблемы. Если дети затрудняются, предлагает эти решения сам, обосновывая их.
5. Важно подчеркнуть, что может существовать не одно справедливое решение, а несколько. Взрослый поощряет детей к обдумыванию физических и эмоциональных последствий каждого решения. При этом нужно опираться на предшествующий опыт детей.
6. Выбирается одно из решений, по которому можно прийти к общему согласию, и вырабатывается совместный план действий по его реализации.
Детям, оказавшимся в роли жертвы внутри конфликта, взрослые должны помогать. Особенно если конфликтная ситуация вызвана к жизни не личными качествами ребенка, а расовыми или националистическими предрассудками.

По материалам Центра по правам человека, Женева

Педагогическая молитва

Утренняя молитва правоверных евреев начинается словами: «Благодарю тебя, Господи, что ты не сделал меня женщиной!»
И в этом люди самых разных национальностей выразили бы им свою самую безусловную международную солидарность. Люди мужского пола, конечно.
Но если ты все-таки родился женщиной, да к тому же учителем, что сказать Господу?
Быть учителем-не-мужчиной очень трудно. Все знают, что гениальные педагоги в большинстве своем рождались мужчинами. Мужчина и размером больше, чем женщина. Он ка-а-ак пройдется, как взглянет — сразу видно: сила. А силу все дети уважают. Я еще когда студенткой была, очень печалилась, что я не мужчина.
Потому-то, если ты женщина и все-таки педагог, тебе надо постоянно притворяться, что ты все можешь, как настоящий мужчина. И притворяться очень серьезно, изо всех сил, чтобы все тебе поверили.
Но сколько ни притворяйся, все равно ты на самом деле женщина. Вот ты попритворяешься-попритворяешься полдня (а иногда — полдня и полвечера или полдня, полвечера и пол другого, выходного дня), и сил, потраченных на это притворство (или претворение?) совсем не остается. Приходишь домой, а там уже все собрались — и муж, и дети. Муж говорит:
— Вот выжатый лимон пришел! Ты зачем так устала? Чтобы нам ничего не досталось?
И дети кричат:
— Конечно, им все самое лучшее! Ты их просто больше любишь!
Тогда женщина-учитель улыбнется и скажет:
— Что вы, что вы! Я и не устала совсем! Я сейчас буду веселая, всех поцелую, уроки с вами выучу и пирог испеку.
Вот она всех целует, печет пирог, а сама думает, как бы ей незаметно для всех тетрадочки проверить, к урокам подготовиться. Все эти конспекты, родительские звонки пролезают на чужую территорию, как партизаны. Если домашние их обнаружат, обидятся страшно. И муж скажет: «Ты мне изменяешь!» — «Боже! — расстроится женщина-педагог . — У меня и времени на это нет! Я же все время на работе». — «Об этом и речь! Посмотри на себя: у тебя к работе — эротическое отношение!»
Тогда женщина-педагог немножко поплачет — совсем чуть-чуть — и помолится перед сном: «Господи! Помоги мне быть учителем, женой и матерью одновременно!» Но молиться надо очень тихо, чтобы никто не услышал, какое слово из трех стоит на первом месте.

Ирина ОСИНА

Эффективное общение – основа педагогического мастерства

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться? 
Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования. 
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. 
Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру. 
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т.д. 
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. 
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием). 
7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий. 
8. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная). 
9. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 
Успех педагогического общения определяет успех в обучении и воспитании – это и есть основа педагогического мастерства.

Трудный класс

Что это такое «трудный класс»: штамп, приговор, симптом? На самом деле это большая головная боль учителей, родителей и школьных психологов. Разумеется, класс не становится трудным в одну секунду. Это как-то накапливается со временем! Учились, ленились, ссорились-мирились – хлоп… «трудный класс». Раз долго копилось, следовательно, быстро и не поправишь. И напрасно ждать от психолога, что он, как волшебник, скажет правильные слова и на месте «трудного» появится… «супер-класс». И все же практика работы показывает, что «трудным» можно вполне эффективно помогать, – особенно если рассматривать эту «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации класса как целого организма. Оказывается, многое психологами уже изучено, классифицировано, объяснено, и даже, можно сказать, найдены способы «борьбы».

Подробнее...

Дополнительные рекомендации педагогам пятых классов

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.

•    Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
•    Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
•    Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
•    Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
•    Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
•    Будьте с детьми вежливыми.
•    Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
•    Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
•    Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
•    Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
•    Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
•    Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
•    Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
•    Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) — это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
•    Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников — вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
•    Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
•    Классные руководители — уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.

Рекомендации учителям-предметникам, работающим в пятых классах

Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2.   Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3.  Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7.  Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8.  Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11.  Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12.  Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
16.    Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
18.    Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19.  Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20.  Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками

1.    Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 
2.    Уделять особое внимание организации учебного процесса:
• готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
•    правильность оформления тетради, различных видов работ;                        
•    требования к ведению дневника. 
3.    Сделать нормой единые дисциплинарные требования: 
•    начинать  урок со звонком; 
•    готовиться к уроку на перемене; 
•    прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; 
•    поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;  
•    отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4.    Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5.    Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
6.    Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,       стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
7.    Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
8.    На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
9.    Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
10.    Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
11.    Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
12.    Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний, найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте.
13.    Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.
14.    Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
15.    Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
16.    Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.
17.    Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
18.    Учитесь учить не уча.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

1.    На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
2.    Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3.    Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
4.    Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
6.    Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7.    Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
8.    Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
9.    С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.
10.     Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
11.     Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
12.     Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
13.     Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Как адаптацию к пятому классу пройти успешно

Рекомендации классным руководителям и родителям 5-х классов

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды. 
  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

  • Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания. 
  • Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

  • Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.
  • Ориентация на успех.
  • Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
  • Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
  • Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
  • Формирование общих учебных умений и навыков.
  • Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.